Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов органами местного самоуправления
Антикоррупционная экспертиза проводится должностными лицами органов местного самоуправления в порядке, установленном: Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» — устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Правовую базу проведения антикоррупционной экспертизы образуют названный Федеральный закон и постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утвердившее «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; муниципальные нормативные правовые акты — Порядки проведения антикоррупционной экспертизы, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.
Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в проектах нормативных актов и нормативных актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
При этом, под коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя: необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Органы местного самоуправления и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Экспертиза проводится в отношении всех нормативных правовых актов и их проектов (постановлений Администрации и решений Советов).
Антикоррупционная экспертиза бывает предварительная и последующая. Предварительнаяэкспертизапроводится при подготовке проектов нормативных правовых актов нормотворческими органами, по ее результатам готовится заключение. Последующая экспертиза — это экспертиза уже принятых нормативных правовых актов.
Коррупциогенные нормы содержат коррупциогенные факторы — такие дефекты нормы, которые способствуют или могут способствовать коррупционным проявлениям, в том числе создавать условия для их формальной легитимности.
Под коррупциогенными факторами понимаются источник, причина коррупционного проявления, в том числе коррупционного правонарушения. Правовая норма обладает признаком коррупциогенности, т.е. потенциальной возможности коррупционного поведения, в то время как реальная причина (коррупциогенный фактор) связана с волевой сферой поведения человека.
Виды коррупциогенных факторов установлены Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
При выявлении коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.
Можно ли обязать работника взять вынужденный неоплачиваемый отпуск вместо оформления простоя?
Нет, работодатель не вправе обязать работника взять неоплачиваемый отпуск вместо того, чтобы оформить простой (то есть временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера). Предоставить работнику такой отпуск можно только по его заявлению, которое он должен написать добровольно, иначе у работодателя возможны риски понести ответственность за подобные действия. Для случаев простоя исключений законом не установлено (ч. 3 ст. 72.2, ст. 128 ТК РФ).
Простой не препятствует оформлению отпуска за свой счет работнику, если он добровольно обратится с заявлением (законом это не запрещено). Но рекомендуется его оформлять, если простой случился по вине работодателя или по независящим от него с работником причинам. Иначе проверяющие органы могут расценить такой отпуск как уклонение от оплаты времени простоя, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 157 ТК РФ. Поэтому если работник попросил неоплачиваемый отпуск, необходимо разъясните ему, что для него выгоднее не оформлять этот отпуск, а получить оплату за время простоя.
Но есть случаи, когда работодатель обязан предоставить работнику такой отпуск (например, в связи с рождением ребенка согласно абз. 6 ч. 2 ст. 128 ТК РФ).